Блог Юрия Загребного

Конституционный орган. Госсовет обновился до структуры

Утвержден новый состав Госсовета и его президиума. Соответствующий указ подписал 21 декабря президент РФ Владимир Путин. Он также подписал указ о структуре Госсовета, который, согласно поправкам к Конституции, из консультативного сделался конституционным государственным органом. По мнению опрошенных журналистами газеты «Коммерсантъ» экспертов, обновленный Госсовет сильнее прежней своей версии и укрепляет вертикаль власти.

18 узкопрофильных (их возглавят руководители регионов) и две широкого профиля (во главе встанут представители Администрации президента). Комиссия под началом руководителя Администрации президента (АП) Антона Вайно будет отвечать за «единство публичной власти», а комиссии под руководством первого заместителя главы АП Сергея Кириенко предстоит оценивать эффективность региональных правительств.

 

По словам Игоря Левитина, секретаря Госсовета и помощника президента РФ, в Госсовет многие вошли по должности. Так там оказались глава правительства РФ Михаил Мишустин, глава АП Антон Вайно, председатели Совета Федерации и Государственной Думы Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, главы всех регионов. Кроме того, в состав были включены лидеры думских фракций Сергей Неверов («Единая Россия»), Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов («Справедливая Россия»), а также представители местного самоуправления (глава Евпатории Олеся Харитоненко и глава Саткинского района Челябинской области Александр Глазков). В Госсовет также вошли представители работодателей и профсоюзов – глава РСПП Александр Шохин и председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

 

По мнению политологов, неожиданными стали только главы муниципалитетов, да и то кого-то с этого уровня власти можно было ожидать, так как поправки в Конституцию зафиксировали, что муниципальная власть входит в единую систему органов публичной власти. 

 

Такое мнение высказал, в частности, в беседе с журналистами «Давыдов. Индекс» Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ. «После того, как стал известно содержание законопроекта о Госсовете (потом он был принят, и именно в соответствии с ним обнародован сегодняшний список персоналий, входящих в состав Госсовета), стало ясно, что сценарий транзита политсистемы через Госсовет если не забыт, то, по крайней мере, заморожен. Этот так называемый новый Госсовет, фактически, по своему содержанию и с учетом особенностей нынешней политической системы, дублирует Госсовет прежний. То есть, по большому счету, интрига вокруг Госсовета исчезла после публикации законопроекта, когда стало ясно, что как минимум пока не каким органом коллективного руководства, «новым Политбюро» этот Госсовет не станет. И после публикации его состава новая интрига не возникала», – оценил эксперт новый орган.

 

Закон о Госсовете вступил в силу в середине декабря 2020 года. Он дал органу статус конституционного государственного и наделил его правом обсуждать и вырабатывать рекомендации по ключевым для страны вопросам (в том числе по бюджету и документам стратегического планирования). В законе было прописано, что Госсовет, как и АП, занимается выработкой критериев эффективности региональных правительств. Разделить функции структур помогло включение в Госсовет Антона Вайно и Сергея Кириенко от АП.

Возглавляемая Вайно комиссия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти будет улучшать взаимодействие федеральной власти, глав регионов и местного самоуправления. Как пояснил Левитин, ей предстоит рассматривать вопросы передачи полномочий между этими уровнями власти и предложения по совершенствованию их деятельности. Комиссия под руководством Кириенко будет координировать и оценивать эффективность деятельности региональных властей. А 8 из 18 узкопрофильных комиссий тематикой совпадают с национальными проектами.

 

Первое заседание Госсовета будет посвящено «национальным целям развития РФ до 2030 года», уточнил Левитин. Оно пройдет 23 декабря совместно с президентским Советом по стратегическому развитию и нацпроектам.

Источник газеты утверждает, что общее руководство и координация деятельности Госсовета останутся за АП, а для работы комиссий Госсовета, скорее всего, создадут специальную автономную некоммерческую организацию (это разрешается новым положением о Госсовете), к которой будут приписаны сотрудники аппаратов.

 

Реформа Госсовета означает одновременно и завершение централизации, создание единой система публичной власти, и усиление голоса регионов в обсуждении больших решений, убеждена глава департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова. Усиление Госсовета было предопределено закреплением за ним конституционного статуса и функций по развитию системы публичной власти, указал газете глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Он считает, что Госсовет становится площадкой для отработки практик взаимодействия уровней власти и включения в эту систему местного самоуправления.

Эксперт Юрий Загребной (политолог, глава агентства «Моссовет», г. Москва) комментирует:

 

 

Тема и конструкция «единой системы публичной власти» представляется мне очень важной и в то же время очень проблематичной для реализации. Особенно в Москве. Напомню, что согласно первому Уставу города Москвы в столице существовала конструкция единой публичной власти, когда Мосгордума, помимо регионального парламента была еще и органом общегородского самоуправления. Потом, в начале нулевых, представители оппозиции оспорили эту конструкцию, противоречащую Конституции, в судебном порядке и Устав изменился.

 

К сожалению, надо признать, что сложившаяся конструкция МСУ в Москве, несмотря на прекрасные бюджетные финансовые возможности столицы, хороший мировой уровень коммуникационных систем, — не стала эффективной. Не показали обещанных достижений эффективности и те Советы депутатов, которые после выборов 2017 года стали подконтрольны оппозиции. Этому много причин. Москва, как федеральный город имеет свои особенности в регулировании МСУ, определенные федеральными законами об МСУ и законом о столичных функциях. Согласование функционирования и взаимодействия органов публичной власти столицы, с учетом поправок в Конституцию и начала работы комиссии Вайно, по моему мнению даст старт, ответственной, давно назревшей работе по развязыванию накопившихся противоречий по структуре управления столицей и роли в этом местного самоуправления, в котором в столице избрано более 1800 депутатов.

 

Не будет избыточным, по моему мнению, обсудить на старте такой работы и тему перспектив, целесообразности дальнейшей интеграции систем управления, систем городского хозяйства в московском регионе, московской агломерации.

 

22 декабря 2020, 10:44